home eng search sitemap email facebook
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВАШЕГО БИЗНЕСА
bureau@bulengrin.com
Тел.: 8 499 9408354
  • Web дизайн, разработка сайтов
  • Перевод сайтов на 1С-Битрикс
  • Корпоративная электронная открытка
  • Редизайн, ренейминг, ребрендинг
  • Нейминг, фирменный стиль
  • Выставки, конференции, презентации

читать дальше

читать дальше

читать дальше

События



«Москвич», «Зенит» и кукла-неваляшка

Если буквально следовать хронологии, то название увлекательнейшей выставки «Советский дизайн 1950-1980-х» станет куда длиннее: «Советское промышленное и художественное конструирование конца 40-х – 50-х, техническая эстетика и промграфика 60-х – 70-х и…».

А дело в том, что официально термин "design", был принят только в 1959 году(!) на Первой генеральной ассамблее ICSID (International Council of Societies of Industrial Design – Международный совет организаций промышленного дизайна).

Спустя три года в СССР выходит постановление Совета Министров «Об улучшении качества продукции путем внедрения методов художественного конструирования». И начинает свою деятельность ВНИИТЭ (Всесоюзный НИИ технической эстетики), который создал и возглавил «флагман» советского дизайна Юрий Борисович Соловьев. Его имя было столь значимым в мировой дизайнерской среде, что его избрали вице-президентом, а в 1977-1980 гг. – президентом ICSID.

ВНИИТЭ с его филиалами в союзных республиках и крупных городах стал головной «дизайнерской» мастерской страны, во многом определявшей развитие прикладной технической эстетики как системы: технологической, операционной, эргономической, визуальной, информационной. Сейчас кажется само собой разумеющимся, что создание Product Design включает разработку и согласование с заказчиком технического задания, рисунки и эскизы, создание макетов в натуральную величину, и опытных образцов. Тогда все чертежи делали вручную, и при отсутствии мощного подспорья – информационных технологий, создание протодизайна было искусством штучным. Косвенно, но значимую роль в развитии советского дизайна сыграл «Знак качества». Им удостаивали только те изделия, которые по заключению экспертов соответствовали "требованиям технической эстетики". Фактически оценивали безопасность, надежность, эргономичность, а красоту – как повезет…

Так, а что же с советским дизайном, спросите вы?

Был и дизайн и дизайнеры. Назывались они художниками-конструкторами, модельерами, проектировщиками, технологами, промграфиками, чертежниками, представляя практически все направления дизайнерской деятельности большинства союзных республик. Их фамилии не были на слуху, в отличие от вольных членов творческих союзов, практика анонимности для дизайнеров, работавших в различных КБ, СХКБ, проектных организациях, была повсеместной.

Только в апреле 1987 состоялся Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР, собравший 612 делегатов и 500 гостей. Наверное, самым главным была потребность признать на законодательном уровне дизайн как деятельность, чьи результаты нужны для всего общества в целом и для каждого в частности. А дизайнеры получили возможность самоутверждения как творческие личности, защиту авторского права, возможности создавать дизайн студию, салон, мастерскую как самостоятельное юридическое лицо. После двух постановлений правительства: «О мерах по дальнейшему развитию дизайна» и «Вопросы Союза дизайнеров СССР» дизайн получил официальное признание и скромное финансирование деятельности нового творческого объединения.

О содержании экспозиции выставки «Советский дизайн 1950-1980-х» очень точно сказали ее организаторы: «Быт и праздник строителей коммунизма». Большинство экспонатов действительно не «ретро-вещицы», а предметы, отвечающие функциональным и эстетическим ценностям дизайна.

Конструкторами Тульского оружейного завода была разработана швейная машина полного зигзага (1954 год!), на которой можно было выполнять самые тонкие операции – «Тула» модель №1. Ее дизайн такого «калибра», что не подвластен времени. Ламповый радиограммофон «Волга», начали производить в 1957 на Саратовском заводе точной электромеханики. Благодаря удачному дизайну, проигрыватель, синхронизирующий функции звукоснимателя, электродвигателя и усилителя низкой частоты, был компактным и эргономичным (в это же время на заводе разрабатывали приборы для корабля «Восток», на котором Ю. Гагарин совершил первый полет в космос). Среди экспонатов есть «всеобщий любимец» – автомат для продажи газированной воды, о котором Белла Ахмадулина написала следующее:

«И автомата темная душа
взирает с добротою старомодной
словно крестьянка, что рукой холодной
даст путнику напиться из ковша»

Первая выставка первого и пока единственного в России Московского музея дизайна не только зрелищная экспозиция с уникальными экспонатами. Своим бережным и уважительным отношением к нашему прошлому, она утверждает: нам, нынешним, есть чему учиться у советских дизайнеров.

Автомат для продажи газированной воды Автомобиль Москвич М21401
Автомат для продажи газированной воды. 1980-е годы Автомобиль Москвич М21401 экспортная модификация с правым рулем
Фотоаппарат Зенит-Е Игрушка кукла-неваляшка
Фотоаппарат Зенит-Е, Красногорский механический завод, 1965 Игрушка кукла-неваляшка
Швейная машинка Тула Переносной проигрыватель Волга
Швейная машинка «Тула», Тульский оружейный завод, 1954 Переносной проигрыватель «Волга», Саратовский завод точной электромеханики, 1957
Стеклянная бутылка для молока, Пакет для молока Переносной телевизор Москва
Стеклянная бутылка для молока, ГОСТ 15844-80. Пакет для молока (тетрапакет, пирамидка), в СССР – с 1959 Переносной телевизор «Москва» Тип ПП-5У, 1961
Холодильник ЗИС Москва Электрогитара Турист-1
Холодильник ЗИС «Москва» ДХ-2, Московский автозавод им. Сталина Электрогитара со встроенным усилителем «Турист-1». Черниговская фабрика музыкальных инструментов (предположительно). 1970
М.В. Лукьянов. Молодежь, в текстильную промышленность. Плакат М.В. Лукьянов. Все работы в поле под знаком качества. Плакат
М.В. Лукьянов. Молодежь, в текстильную промышленность. Плакат, 1973 М.В. Лукьянов. Все работы в поле под знаком качества. Плакат, 1978
Радиоприемник Звезда-54 СВЧ Электроника СП-27
Радиоприемник «Звезда-54». Харьковский завод «Коммунар». 1954 Микроволновая печь «Электроника СП-27», ВНИИТЭ, 1989
Телевизор Электроника Ц-401М Игорь Зайцев. Модель автомобиля С-1
Телевизор «Электроника Ц-401М». Московский электроламповый завод. 1984 Игорь Зайцев. Модель автомобиля С-1. ЗИЛ. 1975
Стиральная машина ЭАЯ-3, Рига Пылесосы Сатурн, Вильнюс и УП-1, завод Электросила
Стиральная машина ЭАЯ-3, Рижский электромеханический завод, 1953 Пылесосы Сатурн, Завод электросварочного оборудования, Вильнюс, 1967 и УП-1, завод Электросила им. С.М. Кирова, 1955
М. Лукьянов. В бригаде нашей коммунист. Плакат Борис Ефимов. Жду указаний из центра. Плакат
М. Лукьянов. В бригаде нашей коммунист. Плакат Борис Ефимов. Жду указаний из центра. Плакат
Утюг электрический. Харьковский электромеханический завод. Электрочайник. Завод Красный выборжец Макет кинокамеры Кварц 8XL
Утюг электрический. Харьковский электромеханический завод. 1956. Электрочайник. Завод «Красный выборжец». 1951 Макет кинокамеры «Кварц 8XL». Красногорский механический завод. Дизайнеры В. Рунге, В. Шаблевич, Н. Щербакова. 1981
Модель снегохода 1980-Е Часы настольные Молния
Модель снегохода «1980-Е». ВНИИТЭ. Дизайнеры Н. Коптелин, А. Попов. 1980 Часы настольные «Молния». Челябинский часовой завод. 1966
Этикетка Херес Яловены. Молдвинпром На пресс-конференции
Этикетка Херес Яловены. Молдвинпром На пресс-конференции
Фрагмент экспозиции выставки В зале выставки
Фрагмент экспозиции выставки В зале выставки

Возврат к списку


Тел.: +7 499 9408354
117525, Москва,
Днепропетровская 3 корп. 5
bureau@bulengrin.com
Дизайн и разработка Web-сайта - Бюро Буленгрин © 2010 - 2017
Перепечатка материалов допускается только с обязательной ссылкой на www.bulengrin.com
LiveInternet